Обособленные подразделения

Вопрос: Необходимо ли строительной компании регистрировать обособленное подразделение по месту ведения строительных работ?


Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Пунктом 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Минфин России в Письме от 08.08.2006 N 03-02-07/1-212 отметил, что если налогоплательщик осуществляет работы вне своего места нахождения, определяемого в установленном порядке, не создавая в месте осуществления этой деятельности оборудованных стационарных рабочих мест, то отсутствуют основания для признания места осуществления таких работ обособленным подразделением общества.

В другом Письме Минфин России, ссылаясь на арбитражную практику, отмечает, что под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (Письмо от 17.03.2010 N 03-02-07/1-114).
ФАС Центрального округа в Постановлении от 30.10.2008 по делу N А09-6369/07-29 отметил, что признание в целях налогообложения обособленного подразделения организации возможно при наличии факта осуществления деятельности на стационарном рабочем месте, созданном на срок не менее одного месяца, оборудованном вне места нахождения (регистрации) головной организации. При этом не имеет значения, имеются ли у такого обособленного подразделения собственный расчетный счет, печать, штамп и бланки, отдельный баланс.

Учитывая изложенное, в случае если организация-подрядчик создает рабочие места, находящиеся под ее контролем, на строительной площадке сроком не менее чем на один месяц, по нашему мнению, такая строительная площадка признается обособленным подразделением, а организация подлежит постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

На основании п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

ИП и 1%

Вопрос: Имеет ли право индивидуальный предприниматель, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом доходы, на сумму страховых взносов, исчисленную в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период?


Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей Закона N 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Таким образом, подпунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, исчисляются в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

В соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Как до недавнего времени следовало из разъяснений контролирующих органов, страховые взносы, которые рассчитываются с суммы превышения дохода плательщика страховых взносов над полученным им за расчетный период доходом, равным 300 000 рублей (уплачиваемые на основании пп. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ), признаются фиксированным размером взносов, и в силу п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ данные взносы уменьшают сумму единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, наравне со взносами, уплачиваемыми на основании пп. 1 ч. 1.1 ст. 14 указанного Закона.

Такие выводы следуют из Письма Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-09/68180 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 16.01.2015 N ГД-4-3/330@), Письма Минфина России от 01.09.2014 N 03-11-09/43709 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 12.09.2014 N ГД-4-3/18435@).

Однако в октябре 2015 года было опубликовано Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-09/57011. В этом письме финансовое ведомство, наверное, под тяжестью дефицита бюджета выразило мнение, что поскольку сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, на указанную сумму взносов сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ, учитываться не должна (предпоследний абзац письма).

Полагаем, что Минфин имел ввиду, что уменьшать сумму единого налога на страховые взносы, уплаченные индивидуальным предпринимателем в размере 1% от суммы дохода, по его мнению не правомерно.

Свое мнение Министерство аргументировало тем, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.

Полагаем, что в своем новом письме Минфин просто произвел подмену понятий, т.е. термин «страховые взносы в фиксированном размере» Минфин стал трактовать как независящая от размера дохода сумма страховых взносов, что по нашему мнению является ошибочным, т.к. Закон 212-ФЗ однозначно предписывает исчислять в данном случае страховые взносы в фиксированном размере, путем сложения двух величин: 1 – произведение минимального размера оплаты труда и соответствующего тарифа страховых взносов в ПФ РФ, увеличенного в 12 раз; 2 – 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

По нашему мнению, страховые взносы, исчисленные в фиксированном размере – это специальный термин, который применяется по отношению к сумме страховых взносов, которые обязаны уплачивать индивидуальные предприниматели «в отношении самого себя», а размер этих взносов может и не быть постоянной и неизменяемой величиной в случае, когда доход предпринимателя превышает 300 000 рублей за расчетный период.

Полагаем, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, могут и в дальнейшем уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Однако стоит иметь ввиду мнение МинФина, выраженное в письме от 06.10.2015 N 03-11-09/57011 и при нежелании отстаивать свою позицию в суде, придерживаться позиции, изложенной в нем.

Долгосрочные авансы

Вопрос: Порядок налогообложения НДС авансов, полученных по договорам с длительным производственным циклом


Ответ: В соответствии с пунктом 13 статьи 167 НК РФ в случае получения налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик — изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев»

Таким образом, при соответствии условиям и критериям, указанным в вышеуказанным пункте 13 статьи 167 НК РФ, Общество имеет право при получении денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) не облагать такие поступления НДС.

Также обращаем ваше внимание на абзац 2 пункта 13 статьи 167 НК ФР, в соответствии с которым при получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.

Документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) выдается налогоплательщикам в соответствии с Приказом Минпромторга России от 07.06.2012 N 750 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг)»

1 2